Наш адрес: 222201 Минская обл., г.Смолевичи, ул.Советская, 119

тел: + 375 1776 28955, e-mail: smoltourist@tut.by 

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Методические рекомендации

Оздоровление в каникулярный период рассматривается как один из важнейших компонентов здоровьесберегающей технологии воспитания, оказывающих влияние не только на физическое, но и на моральное и психологическое состояние детей. Поэтому все большую популярность среди детей и молодежи приобретают профильные летние лагеря, которые дают ребятам возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт, разнообразить досуг. Главное в работе смены профильного лагеря — практическая отработка знаний, умений и навыков в определенных видах творчества, в технике туризма, спортивном ориентировании, краеведении. Все это дополняется обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни. Независимо от профильной направленности лагеря приоритетными являются оздоровительные, образовательные и воспитательные действия, развивающие ребенка и подростка.
Большая роль в организации летнего оздоровления и отдыха детей принадлежит республиканским учреждениям внешкольного воспитания и обучения. Они традиционно являются организаторами профильных лагерей. Так, Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи уже более 15 лет активно занимается организацией и проведением оздоровительных туристско-краеведческих палаточных лагерей.
Все большее значение в летнем отдыхе школьников приобретают туризм, спорт, экология. Профильные палаточные лагеря данных направлений очень популярны, ведь в них проходят финалы соревнований и конкурсов, в которых ребята принимали участие в течение учебного года.
Профильные туристские лагеря предоставляют уникальную возможность:
собрать в условиях природы группу людей, объединенных одним видом деятельности — туризмом, краеведением, спортивным ориентированием и т.д.;
провести учебные, тренировочные занятия не в помещении — теоретически, а на местности — практически;
собрать воедино большой педагогический коллектив: педагогов, методистов, тренеров, руководителей кружков для организации разноплановых занятий;
дать детям возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки ученического самоуправления и самообслуживания в быту;
привить детям любовь к природе, воспитать у них чувство любви к своей Отчизне;
закрепить на практике и проверить те знания и умения, которые учащиеся получили на занятиях кружков в течение учебного года.
В профильных палаточных лагерях можно интересно отдохнуть, оздоровиться и закалить свой организм.
И что немаловажно, на время пребывания в лагере дети изолированы от “неорганизованного досуга в подворотне”.
Но есть и еще одна причина широкого распространения профильных палаточных лагерей — они не требуют дополнительных финансовых затрат на содержание и обслуживание инфраструктуры, что необходимо для организации стационарных лагерей отдыха.
На сегодняшний день мы отдаем предпочтение профильным палаточным лагерям не только по экономическим факторам. Ведь при размещении туристов в комфортабельных стационарных лагерях теряется сама идея туризма. А она является определяющей в выборе форм и методов работы с юными туристами-краеведами в летний, да и не только в летний период.
Профильные палаточные лагеря являются активной и развивающей формой оздоровления и отдыха учащихся, т.к. позволяют развить у детей навыки межличностного общения, привить интерес к здоровому образу жизни, сформировать творческое отношение к труду и окружающему миру, к природе. В лагерях такого типа учащиеся не только отдыхают и оздоравливаются, но и самоутверждаются как личности, развивают свои способности, умения и навыки, полученные на занятиях в течение учебного года. Важным моментом является и то обстоятельство, что еще до выезда в лагерь многие подростки активно включаются в подготовку: подбирают индивидуальное и групповое снаряжение, ремонтируют рюкзаки и палатки, изготавливают костровые принадлежности, составляют меню, изучают краеведческую и справочную литературу о районе, где будет базироваться лагерь, разрабатывают маршруты походов, экскурсий, экспедиций.
Туристские палаточные лагеря организуются на основе самообслуживания, поэтому участникам надо проявить инициативу и умение правильно расположить лагерь. А работы им предстоит много: установить палатки, заготовить дрова, оборудовать кострище, столовую, места для мытья посуды, умывания, купания, общего пользования, мусорную яму и многое другое.
Совместный труд помогает сформировать чувство коллективизма, проявить заботу о младших. И самое главное, что результаты труда осязаемы для учащихся, они приносят реальную пользу как для конкретного человека, так и для группы людей.
Организуя профильные палаточные лагеря, в первую очередь мы сохраняем коллективность деятельности. Детям необходимо проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей активной жизненной позиции, выработка здорового образа жизни. В туристском лагере, учась делать все самостоятельно, и не только для себя, но и для всей группы, ребенок взрослеет, избавляется от многих ложных представлений и недостатков, у него формируется чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности не только за себя, но и за товарищей.
В профильном лагере ребенок развивает именно те свои качества и способности и удовлетворяет именно те потребности, которые он выбрал на данный период, а может быть, на всю оставшуюся жизнь.
Для детей профильный палаточный лагерь — это в первую очередь романтика самостоятельной, без родителей, жизни на природе. Для педагогов — это очень серьезная и ответственная каждодневная работа.
Редко кто оценивает те затраты физических и моральных сил, ту ответственность за жизнь и здоровье детей, которую несут работники полевого лагеря, руководители туристских групп. Видится лишь внешняя сторона — человек поехал с детьми на природу.
Дешевизна путевки — это большая самоотдача организаторов и педагогов, приезжающих с детьми в лагерь. Ведь они отказываются от привычных удобств повседневной жизни. И это надо учитывать, оценивая их труд, формируя штат лагеря. Поэтому в лагерь нельзя посылать сотрудника только силой приказа. Он должен иметь свое, осознанное, внутреннее желание и потребность в такой работе с детьми.
Предлагаемые методические рекомендации обобщают опыт подготовки и организации профильных палаточных лагерей коллективом Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи.
Надеемся, что этот опыт будет полезен не только сотрудникам учреждений образования туристско-краеведческого профиля, но и педагогам-организаторам оздоровительных профильных лагерей.

Скачать документ полностью